Банковский Бронислав Янович
Историю прислала Наала Авидзба, корреспондент Sputnik Абхазия
В 1941 году Брониславу Банковскому исполнилось 16 лет. Его мама не хотела, чтобы сын уходил в армию, и в документах указала его возраст на год младше. Несмотря на эту попытку остановить сына, юный Банковский обманул маму и все же ушел на военную службу в марте 1943 года.
Медаль "За отвагу" боец 3-го стрелкового батальона Бронислав Банковский получил за то, что первым поднялся в атаку и в рукопашном бою за австрийский город Медлинг в апреле 1945 года уничтожил шесть врагов. Сегодня фронтовик Великой Отечественной войны живет в Сухуме, городе, в котором он родился и вырос.
Воспоминаниями о военном времени он делится с трудом:
"Я попал в 27-ую снайперскую школу в Тбилиси. Окончив ее в конце 1943 года, я добровольно ушел в ВДВ. Это было под Москвой, в городе Раменское, служил в 10-ой гвардейской воздушно-десантной бригаде.
Мы учились воевать, обыкновенная армейская учеба. Прыгали с парашютами – сначала было страшно, потом привыкли.
22 июня 1944 года нас перебросили на Карельский фронт. Мы были в составе Свирской Краснознаменной дивизии, форсировали реку Свирь.
Фронт там был не сплошной. Есть было нечего, а однажды наша разведка заметила у финнов походную кухню. Мы вчетвером проследили за финнами и увели эту кухню. Еле добравшись до своих, открыли ее, а там березовая каша – кора березы, которую варили в воде. Ну, поели, конечно.

В феврале в 1945 года мы воевали на 2-ом и 3-ем Украинских фронтах, я участвовал в освобождении Чехословакии, Венгрии и Австрии. Атак было много. Атака есть атака. Кто кого убьет, тот живой и останется. Это были последние бои.
Я помню, как в Вене перед нами стояла задача форсировать Венский канал. В тот день я был связным между батальоном и полком. Канал был метров 200 шириной. Берега обшиты гранитом на два метра, а на другой стороне находился Дворец спорта, который надо было взять. Комбат Калоев попросил у командующего Харазия дать ему пару "Катюш", чтобы на том берегу "сделать все красным", то есть поджечь все. И ему ответил Харазия: "Александр, это же Вена. Ее нельзя разрушать. Надо сделать так, чтобы и люди были целы, и дворец спорта был взят. Тогда комбат Калоев решил использовать дымовые шашки.
Вечером мы подошли к спуску и под дымовой завесой перебрались на другой берег. Я помню крики "Прыгай!", а куда прыгать, везде темно. И вдруг что-то подо мной шатается – это мы уже в воде. Я был самым легким, меня подсадили и веревкой зацепили за перила.
Вену мы взяли 13 апреля, и 11 мая мы ушли из Вены пешком".